Художник Евгений Стасенко: биография, галерея живописи, материалы буклетов и многое другое...
  • биография
  • выставки
  • живопись
  • графика
  • хэпенинги
  • fashion-show
  • материалы буклетов
  • фотоальбом
  • контакты

  • материалы буклетов
  • Zooming
    Бауманская школа живописи. Конец ХХ века…
    Двадцать лет не псу под хвост
    Пейзажи с одинокой фигурой
    Параллельные миры
    Бауманская школа живописи
    Позволить быть...
    La nouvelle Asie
    Два лица буддийской Москвы
    Хэпенинг "Пуговица"

    ДВА ЛИЦА БУДДИЙСКОЙ МОСКВЫ

    Ирина Балдано,
    Евгений Стасенко
    Живопись, костюм, объекты
    Москва
    Культурный центр "Колорит"
    7.02.1997 - 14.02.1997
     

    В год тридцать первый от рожденья века
    Я возвратился, нет - читай: насильно
    Был возвращен в буддийскую Москву.
    О. Мандельштам
     
    В поэзии О. Мандельштама это не единственное упоминание о Москве как о буддийском городе. Сочетание, как минимум, экзотическое. Много ли буддистов было в Москве в 1931 году, чтобы город воспринимался как буддийский? Скорее всего, этот образ был косвенной ассоциацией.
    Не исключено, что он был порожден гигиенически обритыми головами советских служащих Возможно, что имело место подсознательное соотнесение атеистического государства и нетеистической религии. Но, даже если допустить, что образ "буддийской Москвы" был случайной поэтической вольностью, нельзя не заметить и присущую этой случайности закономерность.
    Атеистический поход советской власти был чрезвычайно успешен. Но успех в искоренении традиционных религий, приведя сначала к духовному вакууму, затем закономерно способствовал появлению потребности этот вакуум заполнить. Отсутствие традиционного религиозного воспитания привело к критически осознанному выбору религии. Некоторые пришли в результате к буддизму. Таким образом, интерес к буддизму сегодня является отчасти порождением "буддийской Москвы" тридцатых годов.
    Буддизм имеет 2,5-тысячелетнюю историю. Это история как религии, так и искусства. Искусство постоянно развивается. Это обусловлено изменениями, происходящими в общественном сознании и в окружающем мире. Развитие искусства служит задаче поддержания качественного уровня восприятия при постоянных изменениях воспринимаемой среды и воспринимающего ее индивидуума. Буддийское (в самом широком смысле) искусство сегодня не менее разнолико, чем современное искусство в целом. Иногда оно кажется и противоречивыым. В китайской традиции сущесттвует понятие субстанций "инь" и "ян". Эти субстанции воплощают такие противоположные качества как женское и мужское, мягкое и твердое и т. п. Но именно их взаимодополняющее действие порождает жизнь. В экспозиции "Два лица буддийской Москвы" мы представляем зрителю двух очень разных художников, которые, тем не менее, органично дополняют друг друга.

    Для Ирины Балдано буддийская традиция является естественной средой. В основе ее искусства лежит объективация архаического материала, понимаемая ею как ностальгическое возвращение в детство, прошедшее в Улан-Удэ. Воспоминание об этом утраченном рае, вытесненное суетой будней, вновь тревожило и стремилось освободиться и обрести свое рождение. За наивными аппликациями, вышивками последовали перформансы. В последних ощутима значительная доля самоиронии по поводу собственной самости, "туземности", игры в архаику.
    Ирина говорит: "Если копнуть глубже, то мое искусство есть продукт чистейшей сублимации инфантильного. Все мои детские страхи и комплексы маленькой городской девочки, так и не превратившейся во взрослую женщину, загнанные вовнутрь, вытащены мной на белый свет. Тоесть, мои психологические прблемы современной интеллектуальной женщины проявлены в такой форме: лицедейства, маскировки. Маска для меня - средство одновременно обнажения интимного и укрытия тайного. В ней я вижу не фальшь и обман, следуя европейской культурной традиции, а явленность сакрального, верха, а не низа, неба, а не земли. И в этом я принадлежу своей культуре."

    Согласно буддийской традиции духовный путь представляет собой процесс преодоления наших заблуждений и реализации состояния пробужденного сознания. Метод для достижения этого состояния открытый Буддой - медитация. Он обнаружил, что получить результат с помощью борьбы невозможно. И только тогда, когда в этой борьбе возникали перерывы, к нему приходили прозрения. Таким образом, практика медитации включает в себя умение "не вмешиваться".
    Для Евгения Стасенко медитацией стала живопись. После многих лет честолюбивой борьбы за утверждение себя как художника он отступился от себя, от своих представлений о том что такое живопись, отказался от притязаний быть творцом и автором. И тогда он обнаружил себя инструментом, с помощью которого стали появляться вещи каких он прежде не смог бы себе представить. Его роль заключалась теперь только в том чтобы позволить случиться этим вещам, оказаться максимально эффективным инструментом.
    Несмотря на многие различия в произведениях Ирины Балдано и Евгения Стасенко есть и общие черты. Характерно для обоих стремление к лаконичности, встречаются даже совпадающие пластические ходы. Выражаясь фигурально, эти художники обошли с разных сторон одну и ту же гору. И встретились.
     

  • смотреть фотоальбом

  •