материалы буклетов
Zooming
Бауманская школа живописи. Конец ХХ века…
Двадцать лет не псу под хвост
Пейзажи с одинокой фигурой
Параллельные миры
Бауманская школа живописи
Позволить быть...
La nouvelle Asie
Два лица буддийской Москвы
Хэпенинг "Пуговица"
ПОЗВОЛИТЬ БЫТЬ...
Евгений Стасенко
Москва
Центральный Дом Художника
зал 24
20.03.2001 - 8.04.2001
"Произведение искусства
возникает из естественной
необходимости в нем и
отливается в ту форму,
которая способна
органически выразить
содержание."
(Из буклета посвященного LA NOUVELLE ASIE)
Живопись Евгения Стасенко вызывает разные (до полной противоположности) оценки. Одни говорят: слишком мрачно. Другие говорят: какая жизнерадостность! Третьи спрашивают: почему так примитивно? Четвертые спрашивают: что это значит? Пятые (подавляющее большинство) ничего не спрашивают и не говорят - они ничего не знают о художнике Стасенко.
Евгений Стасенко - художник для очень небольшого числа зрителей, для тех кто может просто получать от картины некие вибрации, резонирующие с их внутренним мироощущением и не задаваться вопросами на которые не может быть ответа. Искусство всегда помимо слов, оно находится по ту сторону жизни, оно намек на то что человек - это нечто большее, чем он привык себе представлять. Поэтому все что можно сделать чтобы как-то определить живопись Евгения Стасенко - это попытаться проследить ее истоки.
В начале творческой деятельности Евгений совершенно искренне работал с натуры в реалистическом стиле, будучи очарован таинством рождения целых миров на плоскости холста. Но наступил некий порог насыщения - это вылилось в кризис, из которого, казалось, не было выхода. Ситуация потребовала предельной честности. И решение было однозначным: живопись кончилась, надо смириться с этим и жить дальше, занимаясь чем-то другим. Результатом отказа от живописи оказалось внутреннее созревание чего-то нового, что вначале не имело ни названия, ни формы. Как ни парадоксально, через какое-то время это вылилось в живопись! Но живопись совершенно иную. Образы
приходили сами по себе и настоятельно требовали воплощения. И при этом воплощения максимально точного. Не могло быть и речи о том чтобы что-то "сочинить", "творчески переосмыслить" - можно было только позволить образу быть в его собственной форме. Этому есть аналогия в медитации, в концепции недеяния. Практика медитации включает в себя умение "не вмешиваться". Это подразумевает отказ от каких-либо устремлений, желаний, личных мотивов. Человек должен стать "пустым" ибо, как говорят мастера, только в пустой флейте может появиться звук. Состояние медитации не подразумевает неподвижности. Главное условие - отсутствие концепции личности, то есть "деятеля". Тогда, помимо волевого усилия, может случиться любое действие и это действие приходит из пустоты.
В интернет-изданиях, к сожалению, везде была опечатка в названии, что заметно изменило смысл:
Выставка живописи Евгения Стасенко. Москва "Позволено быть..."
Евгений Стасенко отказался от реалистических принципов в живописи, его концепцией стало отсутствие концепции. Живопись превратилась для него в род медитации. Видимо в этой необычной творческой позиции и заключается причина яркого своеобразия работ Евгения Стасенко. Образы, возникающие на его полотнах, напоминают фантастические видения, а активный иррациональный колорит уводит зрителя в мир иной реальности.
смотреть фотоальбом
|